Портретное искусство раннего итальянского Возрождения рассматривается в данной книге с самых историко-художественных различных и культурологических сторон В ней речь идет не только о живописных станковых портважцуретах XV столетия, но и о портретных образах в монументальной живописи и алтарных картинах, о медалях, рисунках и скульптурных портретных бюстах той эпохи, проводится сравнительный анализ итальянского и нидерландского портрета, исследуется вопрос о творческом методе повмйъчртретистов и о социальной функции портрета в повседневной жизни своего времени Этот всесторонний исторический анализ портретного искусства Раннего Возрождения предваряет рассмотрение его истоков в период Проторенессанса Один из важных разделов монографии посвящен социальным и идейным основам портрета Раннего Возрождения, его эстетике и семантике Тут особое место занимает проблема связей ренессансного портрета с этическими и эстетическими идеалами итальянского гуманизма в его идейнывсщлах различных течениях Все исследование открывается обстоятельной историографией темы В центре работы - характеристика портретного творчества крупнейших мастеров Раннего Возрождения: Мазаччо, Пизанелло, Пьеро делла Франческа, Мантеньи, Антонелло да Мессина, Джованни Беллини, Боттичелли, Перуджино, раннего Леонардо да Винчи Не оставлены без внимания и многочисленные произведения других живописцев, работавших во Флоренции, Ферраре, Болонье, Мантуе, Милане, Венеции В конечном счете, широкий охват проблем художественной культуры органически сочетается с методом конкретного анализа отдельных произведений портретного искусства, в которых выразительно предстают перед нами люди великой эпохи Возрождения В примечаниях к тексту монографии дается обширнейшая библиография по данному вопросу Издание осуществлено в 2-х томах 1-й том - текст; 2-й том - иллюстрации: 448 черно-белых иллюстраций и 214 в цветном воспроизведении Автор Виктор Гращенков.